Добро пожаловать, кибер-странники и адепты имплантов! Сегодня мы погрузимся в мир будущего, где неоновые огни встречаются с мрачными технологиями, а человечность размывается под натиском прогресса. Речь пойдет о двух гигантах жанра киберпанк в видеоиграх: Cyberpunk 2077 от CD Projekt Red и Deus Ex: Mankind Divided от Eidos Montreal. Обе игры предлагают уникальный взгляд на антиутопическое будущее, но делают это совершенно по-разному. Давайте разберемся, какая из них лучше передает дух киберпанка и предлагает более глубокий игровой опыт.
1. Основы мира и сюжет: Зеркала разных эпох киберпанка
Cyberpunk 2077:
- Мир: Найт-Сити – это дикий, необузданный мегаполис, который дышит и живет. Он является ярчайшим воплощением классического киберпанка, каким его представляли писатели 80-х годов. Это мир неоновых вывесок, гигантских корпораций, бандитских группировок, подпольных клиник и абсолютной беззаконности. Общество разделено не просто на классы, а на касты, где импланты и финансовое положение определяют твою ценность.
- Сюжет: Мы играем за Ви – наемника, который хочет вырваться из нищеты и стать легендой. Главная сюжетная линия крутится вокруг украденного чипа, который содержит сознание легендарного рокера-террориста Джонни Сильверхенда (в исполнении Киану Ривза). Сюжет затрагивает темы бессмертия, потери идентичности, предательства и поиска своего места в безжалостном мире. Он более личный и фокусируется на судьбе одного человека, борющегося с системой и собственным неизбежным концом.
- Атмосфера: Чувство постоянной опасности, безудержного потребления и всеобщего равнодушия. Найт-Сити — это город, который тебя поглотит, если ты не будешь достаточно силен.
Deus Ex: Mankind Divided:
- Мир: Прага 2029 года – это более «холодный» и политически ориентированный мир киберпанка. Здесь не так много неоновых всплесков, но гораздо больше серости, полицейских блокпостов и социальной напряженности. Главная тема – аугментированное апартеид, где люди с кибернетическими имплантами (аугами) подвергаются дискриминации и сегрегации со стороны «чистых» людей. Общество расколото по идеологическим и биологическим признакам.
- Сюжет: Мы вновь управляем Адамом Дженсеном, бывшим начальником службы безопасности, а ныне оперативником Интерпола. Он расследует террористические акты и заговоры, связанные с аугами. Сюжет более глобальный, политический и детективный. Он исследует темы дискриминации, прав человека, государственного контроля и тайных организаций, дергающих за ниточки мирового порядка.
- Атмосфера: Чувство гнетущей несправедливости, паранойи и социальной напряженности. Мир постоянно напоминает о разделении, будь то через разговоры НПС, плакаты или архитектуру.
Вывод: Cyberpunk 2077 – это анархия и декаданс классического киберпанка. Deus Ex: Mankind Divided – это более современный, «политический» киберпанк, фокусирующийся на социальных проблемах. Обе игры прекрасно справляются с передачей своих выбранных поджанров.
2. Геймплей и механики: Разные подходы к свободе
Cyberpunk 2077:
- Жанр: RPG от первого лица с элементами шутера и стелса, а также сильной нарративной составляющей.
- Боевая система: Динамичные перестрелки с использованием широкого арсенала огнестрельного и холодного оружия, а также кибернетических имплантов. Есть возможность взламывать врагов, объекты и окружение. Бои могут быть как смертоносными, так и несмертельными.
- Открытый мир: Огромный и плотный Найт-Сити, наполненный побочными квестами, активностями, случайными событиями и секретами. Исследование мира – важная часть опыта.
- Развитие персонажа: Глубокая система навыков и атрибутов, позволяющая создавать уникальные билды. От боевых киборгов до хакеров-невидимок. Важную роль играют импланты, изменяющие геймплей.
- Вариативность: Квесты часто имеют несколько путей решения, диалоги влияют на отношения с персонажами и могут привести к разным концовкам. Однако, выбор в основной сюжетной линии иногда менее вариативен, чем ожидается.
Deus Ex: Mankind Divided:
- Жанр: Stealth-RPG от первого лица с акцентом на выбор и последствия.
- Боевая система: Стелс является краеугольным камнем геймплея. Игра поощряет скрытное прохождение, но предоставляет и инструменты для прямого столкновения. Аугментации Адама позволяют ему быть как невидимым убийцей, так и крепким бойцом. Бои зачастую более тактические и требуют тщательного планирования. Возможность проходить игру без единого убийства – одна из фишек серии.
- Дизайн уровней: Не так много открытого мира, как в Cyberpunk, но уровни-хабы (Прага) чрезвычайно продуманы и многоуровневы. Каждый уровень – это сложная головоломка с множеством обходных путей, вентиляционных шахт, секретных комнат и компьютерных терминалов.
- Развитие персонажа: Система аугментаций Адама Дженсена, которую можно улучшать, открывая новые способности. Каждый выбор в прокачке ощутимо меняет подход к геймплею.
- Вариативность: Это то, чем серия Deus Ex славится больше всего. Практически каждый квест, каждое препятствие имеет несколько, часто кардинально разных, способов решения: взлом, убеждение, стелс, прямой бой, использование окружения. Выборы имеют видимые последствия, влияющие на ход сюжета и отношение НПС.
Вывод: Cyberpunk 2077 предлагает более свободный и масштабный открытый мир, ориентированный на экшен и исследование. Deus Ex: Mankind Divided – это мастерский пример иммерсивного симулятора, где каждый уровень – это песочница для экспериментов с различными подходами. Если вы любите чистый стелс и продуманный левел-дизайн – Deus Ex. Если вам нужен динамичный экшен в огромном городе – Cyberpunk.
3. Техническое исполнение и графический стиль
Cyberpunk 2077:
- Графика: На пике своих возможностей (особенно на PC с трассировкой лучей) Cyberpunk 2077 выглядит феноменально. Детализация мира, освещение, модели персонажей – все на высшем уровне. Это одна из самых красивых игр современности.
- Технические проблемы (на старте): Нельзя не упомянуть о катастрофическом релизе на консолях прошлого поколения, изобилующем багами и проблемами с производительностью. За годы игра была значительно улучшена, но этот шрам остался.
- Арт-дизайн: Потрясающий. Найт-Сити – это произведение искусства, смесь разных архитектурных стилей, неонового сияния и грязи. Каждый район имеет свой уникальный вид.
Deus Ex: Mankind Divided:
- Графика: Вышла в 2016 году и для своего времени выглядела очень достойно. Сегодня она, конечно, уступает Cyberpunk 2077 в детализации, но все еще смотрится хорошо. Особенно удались модели персонажей и архитектура.
- Технические проблемы (на старте): Были некоторые нарекания на производительность, особенно на PC, но масштаб катастрофы Cyberpunk 2077 был несравним.
- Арт-дизайн: Более приземленный, серый и функциональный, что отлично соответствует общей атмосфере аугментированного апартеида. Отсутствие ярких неоновых вспышек делает мир более реалистичным и гнетущим.
Вывод: Cyberpunk 2077 – это технологический и художественный прорыв в плане графики и арт-дизайна (после патчей). Deus Ex: Mankind Divided – это хорошо сделанная игра с узнаваемым стилем, но без такого WOW-эффекта.
4. Ролевые элементы и отыгрыш
Cyberpunk 2077:
- Создание персонажа: Гибкий редактор внешности, выбор предыстории (Кочевник, Корпорат, Дитя улиц), влияющей на стартовые диалоги и некоторые квесты.
- Отыгрыш: Найт-Сити реагирует на твою репутацию (уровень уличной славы), но в основном отыгрыш происходит через диалоги и выборы в квестах. Можно быть как жестоким бандитом, так и более миролюбивым хакером. Игра поощряет погружение в роль Ви.
- Нелинейность: Второстепенные квесты часто более нелинейны и предлагают больше вариантов, чем основная сюжетная линия, которая, хоть и имеет несколько концовок, все же идет по достаточно предсказуемому пути.
Deus Ex: Mankind Divided:
- Создание персонажа: Играем за фиксированного персонажа – Адама Дженсена. Его характер уже задан, но игрок может влиять на его моральный компас через свои действия и выборы.
- Отыгрыш: Основной отыгрыш происходит через геймплей. Проходишь ли ты уровни скрытно и без убийств, или же уничтожаешь всех на своем пути? Используешь ли ты грубую силу или интеллектуальный взлом? Эти решения формируют твой «Адама Дженсена».
- Нелинейность: Чрезвычайно высокая. Каждая миссия – это целый набор возможностей. Диалоги, взлом, стелс, бой, социальная инженерия – все это пути к одной цели, и игрок выбирает свой собственный. Последствия часто ощутимы и формируют уникальный опыт прохождения.
Вывод: Cyberpunk 2077 дает больше свободы в создании образа персонажа, а Deus Ex: Mankind Divided – больше свободы в способах решения проблем. Обе игры предлагают глубокий ролевой опыт, но по-разному.
Заключение: Какой киберпанк выбрать?
Итак, мы имеем двух титанов киберпанка, каждый из которых по-своему великолепен:
- Cyberpunk 2077 – это эпическое, кинематографичное приключение в огромном, живом городе. Это игра для тех, кто хочет погрузиться в дикий мир будущего, почувствовать себя наемником-легендой, насладиться динамичным экшеном и потрясающей графикой. Это чистейший классический киберпанк, полный панка, гламура и разрушения.
- Deus Ex: Mankind Divided – это глубокий, продуманный иммерсивный симулятор с сильным акцентом на стелс, выбор и последствия. Это игра для тех, кто ценит тактическое прохождение, интеллектуальные головоломки, нелинейность и глубокую проработку социального и политического подтекста киберпанка. Это более холодный и философский взгляд на жанр.
Какая игра лучше? Это зависит от ваших предпочтений.
- Если вы жаждете огромного открытого мира, захватывающего сюжета с яркими персонажами и динамичных перестрелок – ваш выбор Cyberpunk 2077.
- Если вы ищете глубокую нелинейность, мастерский стелс, продуманный левел-дизайн и острый социальный комментарий – смело беритесь за Deus Ex: Mankind Divided.
Лично я считаю, что обе игры дополняют друг друга, предлагая разные грани киберпанк-вселенной. Cyberpunk 2077 – это безудержная вечеринка в мегаполисе будущего, а Deus Ex: Mankind Divided – это напряженный детектив в мрачном мире, где человечность поставлена на карту.
А что думаете вы? Какой киберпанк больше пришелся вам по душе?


эти две игры сравнивать не уместно. одна по жанру киберпанк а вторая просто так называется.
да, обе игры хорошие. но 2077 хорошее переосмысление gta в другом сеттинге.